Главная > Европа Все новости
«Мы выбрали путь жизни»: завершено воссоединение европейской епархии

«Мы выбрали путь жизни»: завершено воссоединение европейской епархии

06/11/2019

 

Глава архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Иоанн (Реннето) получил от патриарха Кирилла грамоту о воссоединении с РПЦ и сан митрополита. Это произошло во время торжеств в Москве по случаю «уврачевания» разделений Русской церкви, порожденных революцией 1917 года именно так эксперты оценивают это событие. Вместе с Иоанном к Русской церкви присоединилось 60 приходов и около 90 клириков.

Прощание с Константинополем

2–4 ноября в Москве прошли торжества по случаю присоединения архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к РПЦ. Для участия в них в российскую столицу приехал глава объединения архиепископ Дубининский Иоанн с делегацией. Они посетили Донской монастырь, Троице-Сергиеву лавру, приняли участие в литургии в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Кремля.

Во время литургии в храме Христа Спасителя патриарх Московский и Всея Руси Кирилл передал архиепископу Иоанну грамоту о восстановлении единства и возвел его в сан митрополита.

Общаясь с российскими СМИ, митрополит Иоанн заявил, что решение о воссоединении с Московским патриархатом было вынужденным, но он не жалеет о свершившемся.
27 ноября 2018 года меня вызвали в Константинопольский патриархат, и я узнал о решении об упразднении архиепископии. Был шок, признался он на встрече с журналистами в Москве. 12 января я получил письмо, что наши приходы будут распределены по греческим митрополиям.

По его словам, это означало бы смерть почти столетнего миссионерского труда. Митрополит Иоанн рассказал, что встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем, но не смог его убедить в необходимости сохранить архиепископию.
Затем начались безуспешные попытки ведения переговоров о присоединении к Русской православной зарубежной церкви (РПЗЦ), Православной церкви в Америке и Румынской церкви.

У меня были контакты с митрополитом Иларионом, мы стали переписываться с патриархом Кириллом. Я благодарен Московскому патриархату, который сразу показал нам свою открытость, заявил митрополит Иоанн.

По его словам, вместе с ним к Русской церкви присоединилось 60 приходов и около 90 клириков.

Около 10 общин остались в Константинопольском патриархате, другие еще думают, добавил митрополит Иоанн.

Он не уточнил число «думающих», но выразил надежду на то, что они еще присоединятся к РПЦ.

Мы не просили о роспуске. Но я ни о чем не жалею. Есть два пути: путь жизни и путь смерти. Мы выбрали путь жизни, подчеркнул митрополит Иоанн. Во время визита мы почувствовали любовь патриарха, митрополитов, священников, которые нас принимали. Мы не почувствовали, что над нами хотят властвовать, мы почувствовали братство.

Обогащение традициями

Заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель информационно-аналитической службы епископ Савва (Тутунов), говоря о торжественных мероприятиях, посвященных присоединению архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, обратил внимание на преодоление разделений Церкви, возникших после революции 1917 года в России.

Завершение исторически сложившегося разделения это всегда хорошо, особенно в христианстве. Частично это произошло в 2007 году (в мае 2007 года в Москве состоялось воссоединение РПЦ и РПЦЗ. — «Известия»), а оставшиеся раны залечены сейчас, сказал епископ Савва «Известиям».

Он напомнил, что в результате революционных событий 1917 года и установления в России советской власти возникло три юрисдикции: Московский патриархат, РПЦЗ и архиепископия западноевропейских приходов.

С точки зрения будущего Русская церковь обогащается, может, не очень большим церковным уделом по меркам всей России (в РПЦ сейчас около 40 тыс. клириков, а в Западной Европе их около сотни), но это церковный удел с очень богатой историей, традициями. А обогащение традициями это всегда хорошо, добавил собеседник «Известий».

Епископ Савва считает, что для самой архиепископии это единственный шанс сохранить свою идентичность и традиции. Он подчеркнул, что для Константинополя западноевропейское объединение никогда не было полноценной епархией и в ноябре 2018-го синод Константинопольского патриархата принял решение ее распустить.

А Русская церковь дает ей статус полноценной епархии, причем с особыми правами, которые сложились в ее истории, отметил владыка Савва. Речь идет, в частности, о сохранении особенностей, связанных как с избранием архиереев, так и с участием прихожан в управлении епархией.

По словам представителя РПЦ, архиепископия сегодня объединяет потомков русской эмиграции «первой волны», перемещенных лиц времен Второй мировой войны, а также православных французов, англичан, сербов, румын, немцев, голландцев, бельгийцев. Но ее богослужебные традиции восходят к дореволюционным российским.

Это архиепископия русской традиции. А Константинополь принял решение распустить ее, чтобы приходы входили в греческие митрополии каждой страны. Их, может быть, не заставили бы служить на греческом языке, но, будучи изолированы друг от друга, они постепенно утратили бы свою специфику, заявил епископ Савва.

Путь в Москву

Присоединение архиепископии западноевропейских приходов может повлиять на оценку действий Константинополя со стороны других поместных церквей, считает богослов, протоиерей Владислав Цыпин. Ведь именно синод Константинопольского патриархата своим решением о роспуске архиепископии подтолкнул ее к возвращению в Москву.

Это решение Константинополя представляется загадкой, в том числе психологической, сказал протоиерей Цыпин, отвечая на вопрос «Известий» о его мотивах.

Он предполагает, что причины поступка Фанара могли носить эмоциональный характер.

Видимо, антирусские эмоции зашкаливали, когда произошел разрыв общения с Московским патриархатом, дарования Константинополем пресловутого «томоса» украинским раскольникам и еретикам. Тут проблема существования автономной русской архиепископии, не прямо включенной в сеть приходов, показалась слишком раздражающим обстоятельством, отметил богослов.

По его словам, теперь, рассуждая о церковной политике Константинополя, священноначалие других поместных церквей может увидеть в этих действиях Фанара недостаточную способность оценивать ситуацию.

Прямого влияния этих событий вряд ли стоит ожидать, но стиль действия, возможно, кого-то уже шокировал. Ведь есть же и другие негреческие приходы в диаспоре, которые принадлежат Константинополю, сказал он.

По его словам, небольшая часть приходов архиепископии Западной Европы, где был силен молдавский и румынский элементы, ушла в Румынскую церковь.

А вот богослов Алексей Осипов уверен, что воссоединение западноевропейских приходов имеет значение только для РПЦ. По его мнению, оно отчасти патриотическое, приятное и положительное, но эта история относится к жизни только одной Церкви.

 

 

 

Источник: iz.ru 

Комментарии


Комментариев нет!
Внимание: Cookie-файлы

Приветствуем вас на интернет-портале «Всемирная Россия»! Мы используем файлы Cookies, чтобы сделать наш сайт максимально удобным и привлекательным для вас. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что согласны пользоваться файлы Cookies и Политика конфиденциальности.