Мазаракиевский храм возвышается на холме, который считается местом основания Кишинева. Через дорогу, улицу Албишоара, протекает река Бык, а за улицей Пушкина расположено здание Апэ-канала и Термоэлектрики. Такова нынешняя картина. Теперь же давайте посмотрим, как здесь было раньше.
Где вы, античные руины?
Еще в XIX веке молдавский писатель Константин Стамати писал, что под холмом, на котором стоит Мазаракиевский храм, проходили древние коммуникации и галереи, оставшиеся, возможно, от гето-даков. А сама церковь была построена на руинах античного замка.
У подножия холма бил источник, иссякший в 1935 году. Но бил он там, видимо, еще в средневековье, когда в Молдове и в том числе, возможно, и на месте нынешней ее столицы побывали торговые миссии из Генуи, давшие роднику под холмом Мазаракиевской церкви название "фонтал" (от латинского fontana — источник).
Торгуя в XIII-XIV веках на Днестре и его притоках, генуэзцы могли по своему обыкновению встроить здесь в толщу земли и камня трубу, по которой вода из источника поступала наружу. Только создавали они такие блага цивилизации не где бы то ни было, а близ населенных пунктов, ради собственного удобства. Выходит, что и Кишинев, которому официально 580 лет, может оказаться старше, чем мы думаем.
А девушка прозрела В XVII веке на месте Мазаракиевского храма стояла крепость или хорошо укрепленный монастырь. Его разрушили предположительно ногайские татары в один из своих набегов.
Позже, в середине XVIII века, говорят, молдавский боярин Василий Мазараки (или Мазараке) решил построить храм именно на этом холме.
На Мазараки написали донос, и он должен был ехать "на ковер" в Бендеры к османскому сераскиру. Понимая, что там ему могут отрубить голову или просто задушить, боярин поклялся построить храм, если вернется домой живым. Избежав казни, он так и поступил — стал ктитором нового места христианского культа. По другой легенде Мазараки строительством храма исполнил другое обещание — дочь боярина внезапно ослепла, и опечаленный отец, якобы, обратился к богу с просьбой об исцелении.
Предание гласит, что отчая молитва была услышана, девушка прозрела, и воодушевленный родитель распорядился выделить средства на возведение церкви.
Легенда с двойным дном Эти скупые сведения на уровне местных преданий отлично дополняют данные, обнаруженные Sputnik у человека, имя которого по этических причинам я называть не буду. Письмо Василе Александри положило начало Эйфелевой башне >>> В его личной коллекции старинных книг есть документ, где на уровне предания рассказывается следующее. В XVIII веке, когда селением Кишинеу владели одновременно Иерусалимский патриарх и монастырь на горе Синай, за право контролировать холм, на котором прежде стоял разоренный монастырь (братия после набега степняков разбежалась и не вернулась), боролись два боярина. Одним из них был Василе Мазараки, а другим — Василе Леу. В тексте есть намек, что семья Леу имела на этот холм больше прав, чем род Мазараки.