Откуда взялось понятие «Москва – Третий Рим»?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»

Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь.

В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.


Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.

Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Источник:   © 2017 Культура.РФ

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» в Русском доме в Софии

24 июня 2024 в 18.30 в Русском доме в Софии состоится Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» режиссёра Ивана Болотникова.Эта лента посвящена истории...

Продолжается прием работ на Международный конкурс детского творчества «Москва в сердце каждого»

Задача для конкурса – создать уникальную художественную работу (допускается выполнение в различных техниках и стилях, а также в виде коллажей и аппликаций на бумаге)...

Геннадий Овечко возглавил ДРС МИД России

Директора Департамента по работе с соотечественниками МИД России Геннадия Овечко представили членам Всемирного координационного совета российских соотечественников, собравшимся в Москве на очередное заседание Совета. Геннадий...

В Москве пройдет первый туристический форум БРИКС

20 июня, в Москве стартует первый туристический форум БРИКС. В Москву приедут больше 300 представителей профильных ведомств, бизнес-сообщества, руководителей ассоциаций и экспертов индустрии из стран...

Образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» прошел в Ханты-Мансийске

На прошлой неделе в Ханты-Мансийске прошёл уникальный образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» . Образовательное мероприятие, организованное при поддержке Русского Дома в Белграде, собрало вместе...

Упростить процедуру переезда соотечественников в Россию поможет карта «Родина»

«Соотечественники, сохраняющие по велению сердца связь с Россией, в наше время — по-настоящему смелые люди. И, как Агентство, мы продолжаем оказывать им всестороннюю поддержку». Об...

Галина Преображенская, основатель конкурса «Романсиада»: «Я не боюсь несовременности — современность себя уже не...

«Культура» поговорила с популяризатором жанра романса, основателем Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галиной Преображенской.— Романс — это, в моем скромном представлении,...

В Доме Москвы в Ереване 15 и 16 июня прошел Международный научно-практический форум по...

В мероприятии приняли участие более 50 учителей русских школ и центров за рубежом из 13 европейских стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания,...

Совет Федерации одобрил ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании...

9 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» (№...

Заявление Президента России В.В.Путина для прессы по итогам российско-корейских переговоров

Пхеньян, 19 июня 2024 года Придаём первостепенное значение укреплению традиционно дружественных и добрососедских российско-корейских отношений, в основе которых и славные традиции общей истории. Напомню, что...

< Июнь 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Откуда взялось понятие «Москва – Третий Рим»?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»

Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь.

В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.


Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.

Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Источник:   © 2017 Культура.РФ

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» в Русском доме в Софии

24 июня 2024 в 18.30 в Русском доме в Софии состоится Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» режиссёра Ивана Болотникова.Эта лента посвящена истории...

Продолжается прием работ на Международный конкурс детского творчества «Москва в сердце каждого»

Задача для конкурса – создать уникальную художественную работу (допускается выполнение в различных техниках и стилях, а также в виде коллажей и аппликаций на бумаге)...

Геннадий Овечко возглавил ДРС МИД России

Директора Департамента по работе с соотечественниками МИД России Геннадия Овечко представили членам Всемирного координационного совета российских соотечественников, собравшимся в Москве на очередное заседание Совета. Геннадий...

В Москве пройдет первый туристический форум БРИКС

20 июня, в Москве стартует первый туристический форум БРИКС. В Москву приедут больше 300 представителей профильных ведомств, бизнес-сообщества, руководителей ассоциаций и экспертов индустрии из стран...

Образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» прошел в Ханты-Мансийске

На прошлой неделе в Ханты-Мансийске прошёл уникальный образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» . Образовательное мероприятие, организованное при поддержке Русского Дома в Белграде, собрало вместе...

Упростить процедуру переезда соотечественников в Россию поможет карта «Родина»

«Соотечественники, сохраняющие по велению сердца связь с Россией, в наше время — по-настоящему смелые люди. И, как Агентство, мы продолжаем оказывать им всестороннюю поддержку». Об...

Галина Преображенская, основатель конкурса «Романсиада»: «Я не боюсь несовременности — современность себя уже не...

«Культура» поговорила с популяризатором жанра романса, основателем Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галиной Преображенской.— Романс — это, в моем скромном представлении,...

В Доме Москвы в Ереване 15 и 16 июня прошел Международный научно-практический форум по...

В мероприятии приняли участие более 50 учителей русских школ и центров за рубежом из 13 европейских стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания,...

Совет Федерации одобрил ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании...

9 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» (№...

Заявление Президента России В.В.Путина для прессы по итогам российско-корейских переговоров

Пхеньян, 19 июня 2024 года Придаём первостепенное значение укреплению традиционно дружественных и добрососедских российско-корейских отношений, в основе которых и славные традиции общей истории. Напомню, что...