190 лет назад родился Василий Перов. Хотя бы одну из его картин каждый видел точно.
Это и «Охотники на привале», и «Чаепитие в Мытищах», и «Сельский крестный ход на Пасхе», и «Проводы покойника», и «Тройка», и «Птицелов», и «Рыболов», и портреты Александра Островского и Федора Достоевского. Как точно и искусно Перов передал нам образы и сцены из жизни наших предков!
«Тройка». Василий Перов. 1866 год.
А вот с датой рождения Перова все совсем не точно. Он родился то ли 2-го, то ли 3-го, то ли 4-го января (это по новому стилю) 1834 года в Тобольске. И с именем отца тоже не все ясно: Григорий Карлович Криденер иногда значится как Георгий.
Так как Василий Григорьевич — отчество у Перова именно такое — был незаконнорожденным сыном губернского прокурора барона Криденера и мещанки Акулины Ивановой, то и фамилию он изначально получил Васильев. По имени крестного отца. Вот как все запутано.
Дальше — еще интереснее. Васильевым он был до тех пор, пока с легкой руки учителя грамоты, заштатного дьяка, не стал Перовым: так тот отметил ученика за усердие и владение пером для письма.
А как он овладеет кистью!..
Дьячок принесет Перову и первую славу художника. В 1860 году Академия художеств присудила Василию Григорьевичу малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Не у своего ли учителя художник видел когда-то этот сюжет?
Переехав в Петербург, Перов пишет в 1861 году картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». И получает за первую большую золотую медаль Академии художеств и право поездки за границу в качестве пансионера. А вот вторая вызывает бурю негативных эмоций. Академия отвергает ее как порочащую духовные скрепы.
«Сельский крестный ход на Пасхе». Василий Перов. 1861 год.
Павла Третьякова, который покупает это полотно Перова, предостерегают: возможны санкции, Священный Синод готовится сделать запрос, почему такие «безнравственные картины выставляется публично». Перову же сулят поездку не за границу, а на Соловки.
И все-таки он едет пансионером сначала в Германию, а затем в Париж, где создает цикл картин. Но не они так пронзительны, как написанная на Родине после возвращения «Тройка». Картина, как трое мастеровых везут на санях кадку с водой, известна всем по школьным учебникам. А «Охотники на привале»? Этот сюжет в советские времена наряду с «Богатырями» Виктора Васнецова станет самым популярным для настенных ковров.
«Охотники на привале». Василий Перов. 1871 год.
За «Сцену у железной дороги», написанную в 1868-м году, Василий Перов получает премию Московского общества любителей художеств. А именно за то, как выписал лица крестьян, что пришли посмотреть на чудо — паровоз. Мужиков явно позабавили метлы-снегоочистители на поезде.
Да, художник чрезвычайно ответственно относился к деталям — такие «щетки» на паровозе мы видим и на фото 1864 года. На нем у перрона вокзала в Твери стоит паровоз 3-2-0, изготовленный на Александровском заводе в Петербурге. Такие паровозы применялись для обслуживания поездов «особой важности» — царских.
Но даже на царских поездах тогда еще не было металлических снегоочистителей — их изобретут позднее.
Василий Григорьевич продолжает писать картины с бытовыми сюжетами, при этом все больше времени уделяет портретам. Но в 1881-м не переносит тяжелых болезней и умирает в больнице подмосковной усадьбы Кузьминки.
На 49-м году жизни…