«Опера — всем» под открытым небом: 4 спектакля и 55 тысяч зрителей

В Северной столице в двенадцатый раз прошел международный музыкальный фестиваль под открытым небом «Опера — всем», проект, направленный на популяризацию высокого академического искусства.

За прошедшие годы фестиваль укрепился и стал хорошо узнаваемым и даже любимым, прежде всего горожанами, но теперь на него приезжают даже специально гости и из других регионов России. В городе на Неве нет недостатка в музыкальных театрах, у одной только Мариинки три сцены, однако цены там, особенно на премьеры, бывают недружелюбны, поход, например, с большим семейством — уже проблема. А тут — бесплатно! В былые годы на одном из показов на территории Инженерного замка в пылу энтузиазма публика чуть было историческую решетку ворот не снесла, а на другом мероприятии у Екатерининского дворца однажды собралось 25 тысяч зрителей — чем не Арена ди Верона?

Когда все начиналось, было много голосов против: говорили, что не получится сделать высококачественный продукт, что народ на спектакли ходить не будет (все же это опера, а не что-то массовое-народное), а при этом подобные постановки весьма дороги, то есть будет бесполезная трата городского бюджета… Скептики приводили в качестве довода и капризный климат Петербурга — это вам не Верона. А еще у нас нет античных амфитеатров, как в Средиземноморье, где можно петь без микрофонов. Акустика — ахиллесова пята всех российских фестивалей под открытым небом. Динамический диапазон классической музыки велик, выстроить все филигранно и с учетом особенностей оперного вокала — дело сложное…

Однако директор петербургского Мюзик-холла Юлия Стрижак, маэстро Фабио Мастранджело и режиссер Виктор Высоцкий (директор, музкрук и худрук фестиваля), раз придумав необычный для города музыкальный форум, сдаваться не собирались и в итоге выиграли. Подзвучку делать научились на весьма приличном уровне. Подкорректировать климат, конечно, вне компетенции организаторов, периодически эксцессы случаются, но нынешний форум порадовал ясными днями — на трех из четырех показов солнце было даже не по-петербургски ярким, так что солистам все же пришлось несладко, однако это определенно лучше, чем ливень. Что безусловно, так это то, что за годы существования фестивалю удалось заработать репутацию, известность и любовь зрителей.

В прошлые годы здесь были не редки гастролеры из-за рубежа, даже сопоставимые по резонансности имен с иностранными гастролерами Мариинки. На этот раз международных гостей, по понятным причинам, не было. Фестиваль почти полностью закрывала «сборная» вокалистов петербургских театров — пели солисты Мариинки, Михайловского, «Зазеркалья», и, конечно же бывшего Мюзик-холла, который с этого года называется Музыкальный театр имени Федора Шаляпина. А гости были — из Москвы и Петрозаводска.

В афише фестиваля этого года — четыре оперы, которые удалось сложить в своеобразную драматургию: оптимистичные опусы открывали и закрывали форум («Садко» и «Так поступают все женщины»), в середине — душераздирающие трагедии («Тоска» и «Летучий голландец»). В соответствии с тематикой опер подобрали и локации для них — морские «Садко» и «Голландец» игрались в Петропавловке и Кронштадте соответственно, за римские красоты в «Тоске» «отвечал» классицистский Елагиноостровский дворец в Парке имени Кирова, за барочное настроение в опере Моцарта — витиеватый Екатерининский в Царском Селе. Дворцы выполняли функцию естественных декораций, на их фоне художнику-постановщику Юлии Гольцовой оставалось лишь добавить на сцене какие-то элементы реквизита и минимальный декор. В «Садко» роль фона играло неброское петербургское небо, в тот единственный вечер, если не хмурое, то не слишком солнечное; в «Голландце» величественный Морской собор, на фоне которого разыгрывался спектакль, своими византийскими великолепием и монументальностью лишь «мешал» рассказываемой истории. В обоих случаях на сцене были имитации плавсредств: и если русские ладьи в опере Римского-Корсакова смотрелись по-мультяшному несерьезно, то массивный черный фрегат в сумрачной опере Вагнера безусловно удался.

Режиссерские решения трех опер (Андрея Цветкова-Толбина в «Садко», Андрея Сидельникова в «Тоске» и Натальи Индейкиной в «Голландце») оказались достаточно иллюстративными, с неюольшими оригинальными штрихами в костюмах и элементах сценографии. Для фестиваля, ориентированного на массового зрителя это то, что нужно: каждая история должна быть рассказана внятно и быть понятной для зрителя любого уровня подготовки. Яркой оригинальностью отличалось лишь решение финального аккорда фестиваля — Виктор Высоцкий представил «Так поступают все» в формате зингшпиля (пространные речитативы-секко были заменены монологами и диалогами по-русски, причем оригинальными, шутливо обыгрывающими сюжет), да еще и в виде игры. Солисты не просто озвучивают музыку Моцарта, разыгрывая пьесу Лоренцо да Понте, но выполняли указание режиссера Дона Альфонсо, имитируя то любовное томление, то страдания, но всегда четко давая понять — это всего лишь театр, все в шутку. Такое отстранение от материала давало свободу во всем — и от архаики смыслов оперы (о ветреных и безвольных, легко поддающихся манипуляциям женщинах), и в возможности нарядить артистов в современные костюмы (хотя положенное по сюжету превращение Феррандо и Гульельмо в албанцев-мусульман имело место), и в перенесении действия в некое подобие курортного отеля. Получилось и современно, и симпатично, и не обидно для Моцарта.

Музыкальное руководство трех из четырех опер взял на себя маэстро Мастранджело. То, что его темпераменту будет комфортно в остродраматической «Тоске», было понятно сразу. Но удивительно органичен дирижер оказался и в «Садко»: богатую колористику оркестра он выявил в полной мере. А в опере Моцарта его витальность удачно сочеталась с изяществом и галантной жеманностью — «Так поступают все» прозвучали не только бодро, но и достаточно рафинированно. Руководимый Мастранджело оркестр «Северная симфония» за последнее время неоспоримо прибавил в качестве своего звучания. Вагнеровскую оперу делал дирижер Алексей Васильев с оркестром Петербургской консерватории — и в целом, слушая его, можно было прочувствовать дух байройтского гения.

В веренице талантливых вокалистов нельзя не отметить грамотный и яркий вокал мариинцев Дмитрия Демидчика (Садко), Натальи Естафьевой (Любава), Лауры Меенен (Сента) и Якова Стрижака (Альфонсо), солистки «Зазеркалья» Ольги Черемных (Волхова), михайловца Александра Кузнецова (Голландец), солистов бывшего Мюзик-холла Тигрия Бажакина (Веденецкий гость) и Анастасии Самариной (Дорабелла), и, конечно же, впечатляющие пение и игру московской звезды Ивана Гынгазова (Каварадосси). Певческий уровень фестиваля оказался безупречно столичным — это ли не главное достижение на оперном фестивале, тем более, когда предназначена «Опера — всем»?

По данным организаторов, четыре спектакля посетило в общей сложности около 55 тысяч человек: «Садко» и «Так поступают все женщины» по 15 тысяч человек, «Тоску» 18 тысяч человек и «Летучий голландец» 7 тысяч человек.

portal-kultura.ru

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В РФ появится новая литературная премия «Слово»

Новая литературная премия "Слово" с призовым фондом порядка 16 млн рублей открывает прием заявок с 15 июля 2024 года, сообщил председатель Российского книжного союза...

Курс семьеведения включат в расписание старшеклассников

Новый курс семьеведения с 1 сентября 2024 года включат в расписание учащихся 10-11-х классов и студентов колледжей, сообщила член Комитета Госдумы по просвещению Анна...

Газете «Вестник соотечественника» в Тунисе исполнился год

Ровно год назад 11 июля 2023 г. в день установления дипломатических отношений между Россией и Тунисом вышел в свет первый номер издания. За это время...

В Армении стартовал молодежный проект «Забота о памяти»

Стартовал молодежный проект представительства Россотрудничества в Армении "Забота о памяти". В рамках проекта, совместно с представителями НКО и молодежных организаций, будут облагорожены территории памятников...

Автопробег «Брест-Сургут-Брест» прошел в честь 80-летия освобождения Беларуссии

9 июля в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» состоялась итоговая пресс-конференция участников международного проекта «Содружество», реализованного под эгидой РОО «Русское общество» и других общественных организаций...

В Витебске открывается международный фестиваль «Славянский базар»

XXXIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" торжественно откроется в одном из древнейших белорусских городов. Ожидается, что на церемонии выступит президент Белоруссии Александр...

Депутаты предложили повысить налоги для россиян с двойным гражданством

Депутаты Михаил Делягин, Николай Новичков и Юрий Григорьев внесли в Госдуму законопроект об ужесточении требований к лицам со вторым гражданством. Документ опубликован в электронной...

Парламентский форум БРИКС открывается в Петербурге 11 июля

X Парламентский форум БРИКС откроется сегодня ,11 июля, в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и продлится два дня. Об этом сообщили в Совете Федерации. В этом году...

«Ненастоящих» носителей русского языка могут лишить некоторых льгот

Процедура признания иностранцев носителями русского языка в законодательстве больше не предусмотрена, теперь могут отменить преференции, которые были положены обладателям этого статуса. Соответствующий законопроект, подготовленный...

СМИ: в Таллине хотят переименовать Московский бульвар

Власти эстонской столицы планируют переименовать Московский бульвар до конца октября, сообщил портал гостелерадио ERR. "Работа над этой темой получила новый импульс после назначения новой управы...

< Июль 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

«Опера — всем» под открытым небом: 4 спектакля и 55 тысяч зрителей

В Северной столице в двенадцатый раз прошел международный музыкальный фестиваль под открытым небом «Опера — всем», проект, направленный на популяризацию высокого академического искусства.

За прошедшие годы фестиваль укрепился и стал хорошо узнаваемым и даже любимым, прежде всего горожанами, но теперь на него приезжают даже специально гости и из других регионов России. В городе на Неве нет недостатка в музыкальных театрах, у одной только Мариинки три сцены, однако цены там, особенно на премьеры, бывают недружелюбны, поход, например, с большим семейством — уже проблема. А тут — бесплатно! В былые годы на одном из показов на территории Инженерного замка в пылу энтузиазма публика чуть было историческую решетку ворот не снесла, а на другом мероприятии у Екатерининского дворца однажды собралось 25 тысяч зрителей — чем не Арена ди Верона?

Когда все начиналось, было много голосов против: говорили, что не получится сделать высококачественный продукт, что народ на спектакли ходить не будет (все же это опера, а не что-то массовое-народное), а при этом подобные постановки весьма дороги, то есть будет бесполезная трата городского бюджета… Скептики приводили в качестве довода и капризный климат Петербурга — это вам не Верона. А еще у нас нет античных амфитеатров, как в Средиземноморье, где можно петь без микрофонов. Акустика — ахиллесова пята всех российских фестивалей под открытым небом. Динамический диапазон классической музыки велик, выстроить все филигранно и с учетом особенностей оперного вокала — дело сложное…

Однако директор петербургского Мюзик-холла Юлия Стрижак, маэстро Фабио Мастранджело и режиссер Виктор Высоцкий (директор, музкрук и худрук фестиваля), раз придумав необычный для города музыкальный форум, сдаваться не собирались и в итоге выиграли. Подзвучку делать научились на весьма приличном уровне. Подкорректировать климат, конечно, вне компетенции организаторов, периодически эксцессы случаются, но нынешний форум порадовал ясными днями — на трех из четырех показов солнце было даже не по-петербургски ярким, так что солистам все же пришлось несладко, однако это определенно лучше, чем ливень. Что безусловно, так это то, что за годы существования фестивалю удалось заработать репутацию, известность и любовь зрителей.

В прошлые годы здесь были не редки гастролеры из-за рубежа, даже сопоставимые по резонансности имен с иностранными гастролерами Мариинки. На этот раз международных гостей, по понятным причинам, не было. Фестиваль почти полностью закрывала «сборная» вокалистов петербургских театров — пели солисты Мариинки, Михайловского, «Зазеркалья», и, конечно же бывшего Мюзик-холла, который с этого года называется Музыкальный театр имени Федора Шаляпина. А гости были — из Москвы и Петрозаводска.

В афише фестиваля этого года — четыре оперы, которые удалось сложить в своеобразную драматургию: оптимистичные опусы открывали и закрывали форум («Садко» и «Так поступают все женщины»), в середине — душераздирающие трагедии («Тоска» и «Летучий голландец»). В соответствии с тематикой опер подобрали и локации для них — морские «Садко» и «Голландец» игрались в Петропавловке и Кронштадте соответственно, за римские красоты в «Тоске» «отвечал» классицистский Елагиноостровский дворец в Парке имени Кирова, за барочное настроение в опере Моцарта — витиеватый Екатерининский в Царском Селе. Дворцы выполняли функцию естественных декораций, на их фоне художнику-постановщику Юлии Гольцовой оставалось лишь добавить на сцене какие-то элементы реквизита и минимальный декор. В «Садко» роль фона играло неброское петербургское небо, в тот единственный вечер, если не хмурое, то не слишком солнечное; в «Голландце» величественный Морской собор, на фоне которого разыгрывался спектакль, своими византийскими великолепием и монументальностью лишь «мешал» рассказываемой истории. В обоих случаях на сцене были имитации плавсредств: и если русские ладьи в опере Римского-Корсакова смотрелись по-мультяшному несерьезно, то массивный черный фрегат в сумрачной опере Вагнера безусловно удался.

Режиссерские решения трех опер (Андрея Цветкова-Толбина в «Садко», Андрея Сидельникова в «Тоске» и Натальи Индейкиной в «Голландце») оказались достаточно иллюстративными, с неюольшими оригинальными штрихами в костюмах и элементах сценографии. Для фестиваля, ориентированного на массового зрителя это то, что нужно: каждая история должна быть рассказана внятно и быть понятной для зрителя любого уровня подготовки. Яркой оригинальностью отличалось лишь решение финального аккорда фестиваля — Виктор Высоцкий представил «Так поступают все» в формате зингшпиля (пространные речитативы-секко были заменены монологами и диалогами по-русски, причем оригинальными, шутливо обыгрывающими сюжет), да еще и в виде игры. Солисты не просто озвучивают музыку Моцарта, разыгрывая пьесу Лоренцо да Понте, но выполняли указание режиссера Дона Альфонсо, имитируя то любовное томление, то страдания, но всегда четко давая понять — это всего лишь театр, все в шутку. Такое отстранение от материала давало свободу во всем — и от архаики смыслов оперы (о ветреных и безвольных, легко поддающихся манипуляциям женщинах), и в возможности нарядить артистов в современные костюмы (хотя положенное по сюжету превращение Феррандо и Гульельмо в албанцев-мусульман имело место), и в перенесении действия в некое подобие курортного отеля. Получилось и современно, и симпатично, и не обидно для Моцарта.

Музыкальное руководство трех из четырех опер взял на себя маэстро Мастранджело. То, что его темпераменту будет комфортно в остродраматической «Тоске», было понятно сразу. Но удивительно органичен дирижер оказался и в «Садко»: богатую колористику оркестра он выявил в полной мере. А в опере Моцарта его витальность удачно сочеталась с изяществом и галантной жеманностью — «Так поступают все» прозвучали не только бодро, но и достаточно рафинированно. Руководимый Мастранджело оркестр «Северная симфония» за последнее время неоспоримо прибавил в качестве своего звучания. Вагнеровскую оперу делал дирижер Алексей Васильев с оркестром Петербургской консерватории — и в целом, слушая его, можно было прочувствовать дух байройтского гения.

В веренице талантливых вокалистов нельзя не отметить грамотный и яркий вокал мариинцев Дмитрия Демидчика (Садко), Натальи Естафьевой (Любава), Лауры Меенен (Сента) и Якова Стрижака (Альфонсо), солистки «Зазеркалья» Ольги Черемных (Волхова), михайловца Александра Кузнецова (Голландец), солистов бывшего Мюзик-холла Тигрия Бажакина (Веденецкий гость) и Анастасии Самариной (Дорабелла), и, конечно же, впечатляющие пение и игру московской звезды Ивана Гынгазова (Каварадосси). Певческий уровень фестиваля оказался безупречно столичным — это ли не главное достижение на оперном фестивале, тем более, когда предназначена «Опера — всем»?

По данным организаторов, четыре спектакля посетило в общей сложности около 55 тысяч человек: «Садко» и «Так поступают все женщины» по 15 тысяч человек, «Тоску» 18 тысяч человек и «Летучий голландец» 7 тысяч человек.

portal-kultura.ru

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В РФ появится новая литературная премия «Слово»

Новая литературная премия "Слово" с призовым фондом порядка 16 млн рублей открывает прием заявок с 15 июля 2024 года, сообщил председатель Российского книжного союза...

Курс семьеведения включат в расписание старшеклассников

Новый курс семьеведения с 1 сентября 2024 года включат в расписание учащихся 10-11-х классов и студентов колледжей, сообщила член Комитета Госдумы по просвещению Анна...

Газете «Вестник соотечественника» в Тунисе исполнился год

Ровно год назад 11 июля 2023 г. в день установления дипломатических отношений между Россией и Тунисом вышел в свет первый номер издания. За это время...

В Армении стартовал молодежный проект «Забота о памяти»

Стартовал молодежный проект представительства Россотрудничества в Армении "Забота о памяти". В рамках проекта, совместно с представителями НКО и молодежных организаций, будут облагорожены территории памятников...

Автопробег «Брест-Сургут-Брест» прошел в честь 80-летия освобождения Беларуссии

9 июля в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» состоялась итоговая пресс-конференция участников международного проекта «Содружество», реализованного под эгидой РОО «Русское общество» и других общественных организаций...

В Витебске открывается международный фестиваль «Славянский базар»

XXXIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" торжественно откроется в одном из древнейших белорусских городов. Ожидается, что на церемонии выступит президент Белоруссии Александр...

Депутаты предложили повысить налоги для россиян с двойным гражданством

Депутаты Михаил Делягин, Николай Новичков и Юрий Григорьев внесли в Госдуму законопроект об ужесточении требований к лицам со вторым гражданством. Документ опубликован в электронной...

Парламентский форум БРИКС открывается в Петербурге 11 июля

X Парламентский форум БРИКС откроется сегодня ,11 июля, в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и продлится два дня. Об этом сообщили в Совете Федерации. В этом году...

«Ненастоящих» носителей русского языка могут лишить некоторых льгот

Процедура признания иностранцев носителями русского языка в законодательстве больше не предусмотрена, теперь могут отменить преференции, которые были положены обладателям этого статуса. Соответствующий законопроект, подготовленный...

СМИ: в Таллине хотят переименовать Московский бульвар

Власти эстонской столицы планируют переименовать Московский бульвар до конца октября, сообщил портал гостелерадио ERR. "Работа над этой темой получила новый импульс после назначения новой управы...