Янтарные тайны Царского Села

Янтарная комната — самая популярная достопримечательность Екатерининского дворца в Царском Селе. Причиной этой популярности стал даже не сам «кабинет», созданный в начале XVIII века, а таинственное исчезновение шедевра в веке XX. Регулярно появляются известия о том, что комнату наконец нашли.

Долгое время создание Янтарной комнаты приписывали именитому немецкому скульптору, мастеру барокко Андреасу Шлютеру. Шлютер возглавлял Берлинскую академию художеств, на его счету — несколько выдающихся барочных зданий и памятников. Самой известной из его европейских работ стал памятник «Великому курфюрсту»: конная статуя Бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма I с четырьмя покорными рабами по углам пьедестала.

С Россией Шлютер связан непосредственно: в 1713 году он прервал свою европейскую карьеру, чтобы принять предложение русского императора и переехать в Петербург, где возглавил строительство новой столицы. Самая известная из его русских работ — Летний дворец Петра (тот, что в Летнем саду), оформление которого он завершил. Логично, что Янтарную комнату приписали именно ему.

На самом деле проект Янтарного кабинета был разработан архитектором Иоганном Фридрихом Эозандером фон Гете, тоже мастером барокко и соперником Шлютера. Эозандер был любимым зодчим королевы Софии Шарлотты, жены Фридриха III — сына того самого «великого курфюрста» Бранденбургского, который стал первым прусским королем Фридрихом I. Для ее летнего дворца и предназначалась эта затея: галерея, украшенная панелями из янтаря и слоновой кости. Позже ее переделали для дворца уже нового короля Фридриха Вильгельма I в Ораниенбурге. В 1713 году готовые янтарные панели перевезли в Берлин для отделки помещений в столичном дворце, но через 3 года вновь демонтировали.

Петру от Фридриха

Наконец, в 1716 году прусский король преподнес Янтарный кабинет Петру I в качестве дипломатического подарка. Российский император через два года послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости.

Кабинет доставили в Россию как конструктор: панели и дополнительные детали в 18 ящиках вместе с инструкцией, как их собирать и использовать. Но при жизни Петра он так и не был смонтирован, все предположения об этом не имеют документальных подтверждений (такими предположениями наполнена, например, статья о Янтарной комнате в Википедии). Уже при Елизавете Петровне Янтарный кабинет собрали и установили в Третьем Зимнем дворце. Работами руководил Бартоломео Растрелли. К старому «конструктору» добавили новый подарок очередного прусского короля — янтарную раму с аллегорическими изображениями, прославляющими русскую императрицу. Исходных деталей вновь оказалось недостаточно, поэтому часть стен затянули холстом и расписали под янтарь, добавили зеркальные пилястры и деревянный резной декор. За состоянием Янтарной комнаты следил особый мастер, который выполнял и небольшие реставрационные работы.

Конструктор в Царском Селе

Через десять лет Елизавета решила переместить Янтарный кабинет в новый летний дворец в Царском Селе. Янтарь — материал очень хрупкий, и специальная бригада рабочих переносила панели в ящиках буквально вручную. Поскольку 96-метровый зал в новом дворце был больше прежнего по площади, панели опять дополнили расписным холстом. Когда в 1763 году Екатерина II приказала заменить их янтарными деталями, для этого понадобилось не менее полтонны янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Она располагалась в «золотой» анфиладе парадных залов дворца. Янтарное оформление занимало три стены (в четвертой были окна) и было распределено на два яруса. Центральный средний ярус между ними состоял из восьми больших симметричных вертикальных панно. В четыре из них вмонтировали флорентийские мозаики из цветных камней. Они изображали аллегории природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние (вместе). Нижний ярус покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик. Убранство комнаты дополняли наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилось богатое собрание янтарных изделий XVII–XVIII веков работы российских, польских и немецких мастеров.

Перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарные детали, поэтому их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893–1897 годах. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933–1935 годах, капитальная намечалась на 1941 год.

Военный трофей

В первые дни Великой Отечественной войны началась эвакуация музейных ценностей из Екатерининского дворца. Однако хрупкую Янтарную комнату невозможно было без потерь спешно разобрать и вывезти. Ее решили не трогать, а законсервировать. Янтарные панели оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Немцы, оккупировавшие Пушкин, объявили дар Фридриха Вильгельма I ошибкой и занялись ее исправлением. Янтарную комнату демонтировали и отправили в Кенигсберг. Янтарные панно и двери были установлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где они выставлялись для обзора с 1942 по 1944 годы.

При окончательном отступлении панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С того времени следы комнаты теряются, зато множатся версии, где ее искать. Обнадеживающее событие произошло в 1997 году, когда в Германии был обнаружен оригинал мозаичного панно «Осязание и обоняние». Через три года оно вернулось в Россию и теперь выставлено в Екатерининском дворце рядом с копией, воссозданной реставраторами в 1996 году.В 2003 году открылась и вся возрожденная Янтарная комната — плод двадцатилетней работы мастеров «Царскосельской янтарной мастерской». Более двадцати лет реставраторы по специально разработанной технологии складывали утраченное из пятисот тысяч кусочков янтаря по старым фотографиям.

Подземные версии

Тот факт, что Янтарный кабинет вывезли из Кенигсберга, регулярно подвергается сомнению. Предполагается, что мощного налета английской авиации в августе 1944 года комната была спрятана в подземельях замка. После штурма Кенигсберга советскими войсками никаких ее следов обнаружить не удалось. Одни исследователи полагают, что янтарные панели просто сгорели при пожаре; другие — что они до сих пор таятся в каких-то подземельях бывшего Кенигсберга или где-то в тайнике в Европе. Согласно другим версиям, Янтарной комнаты в Европе нет: ее либо нашли американские спецслужбы, которые отправили ее в США, и она попала к частным коллекционерам, либо нацисты, успевшие бежать, вывезли ее в Южную Америку.

В начале 2010 года калининградские краеведы и историки заинтересовались железобетонным бункером генерала Отто фон Ляша, который командовал немецкой обороной Кенигсберга. Бункер расположен неподалеку от места, где стоял замок и где в последний раз видели Янтарную комнату. Остатки самого замка по распоряжению ЦК КПСС взорвали в 1960-х, а бункер сохранился. При его исследовании за кирпичной стеной нашли особо укрепленное металлом и слоем резины помещение. На этом исследование затормозилось, но сложилась теория, что в бункере начинался подземный ход к подвалам замка, откуда Янтарную комнату и перенесли в бронированный тайник.

В 2016 году польские поисковики объявили, что Янтарная комната наверняка находится в немецком бункере на севере Польши, в глуши, в местечке Мамерки. С помощью георадара там обнаружили некий замурованный тайник, куда якобы переместили комнату уже в 1950-х. История, как обычно, ни к чему не привела.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / <a href=

Наконец, в октябре 2017 года немецкие исследователи-энтузиасты сообщили, что почти нашли Янтарную комнату. По их мнению, она спрятана около Дрездена — в известняковых Рудных горах на юге Саксонии, в так называемой пещере Принца. В нее ведет узкий горный тоннель длиной 18 метров. В пещере, опять же с помощью георадара, были обнаружены замурованные полости, а также следы стальных тросов, на которых панели опускали под землю. Немцы говорят, что получили наводку на это место от сведущих людей еще в 2001 году. Якобы пещера тайно использовалась нацистами, а в 1945 году поблизости был замечен поезд из Кенигсберга.

Все эти версии объединяет одна слабая сторона: янтарь — хрупкий природный материал, для его сохранения нужны особые условия. Даже в музее он требует постоянной реставрации и подновления. Обеспечить такие условия в спешно созданном подземелье вряд ли возможно. Скорее всего, «Тайна Янтарной комнаты» по-прежнему останется тайной.

Источник:   strana.ru


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» в Русском доме в Софии

24 июня 2024 в 18.30 в Русском доме в Софии состоится Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» режиссёра Ивана Болотникова.Эта лента посвящена истории...

Продолжается прием работ на Международный конкурс детского творчества «Москва в сердце каждого»

Задача для конкурса – создать уникальную художественную работу (допускается выполнение в различных техниках и стилях, а также в виде коллажей и аппликаций на бумаге)...

Геннадий Овечко возглавил ДРС МИД России

Директора Департамента по работе с соотечественниками МИД России Геннадия Овечко представили членам Всемирного координационного совета российских соотечественников, собравшимся в Москве на очередное заседание Совета. Геннадий...

В Москве пройдет первый туристический форум БРИКС

20 июня, в Москве стартует первый туристический форум БРИКС. В Москву приедут больше 300 представителей профильных ведомств, бизнес-сообщества, руководителей ассоциаций и экспертов индустрии из стран...

Образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» прошел в Ханты-Мансийске

На прошлой неделе в Ханты-Мансийске прошёл уникальный образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» . Образовательное мероприятие, организованное при поддержке Русского Дома в Белграде, собрало вместе...

Упростить процедуру переезда соотечественников в Россию поможет карта «Родина»

«Соотечественники, сохраняющие по велению сердца связь с Россией, в наше время — по-настоящему смелые люди. И, как Агентство, мы продолжаем оказывать им всестороннюю поддержку». Об...

Галина Преображенская, основатель конкурса «Романсиада»: «Я не боюсь несовременности — современность себя уже не...

«Культура» поговорила с популяризатором жанра романса, основателем Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галиной Преображенской.— Романс — это, в моем скромном представлении,...

В Доме Москвы в Ереване 15 и 16 июня прошел Международный научно-практический форум по...

В мероприятии приняли участие более 50 учителей русских школ и центров за рубежом из 13 европейских стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания,...

Совет Федерации одобрил ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании...

9 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» (№...

Заявление Президента России В.В.Путина для прессы по итогам российско-корейских переговоров

Пхеньян, 19 июня 2024 года Придаём первостепенное значение укреплению традиционно дружественных и добрососедских российско-корейских отношений, в основе которых и славные традиции общей истории. Напомню, что...

< Июнь 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Янтарные тайны Царского Села

Янтарная комната — самая популярная достопримечательность Екатерининского дворца в Царском Селе. Причиной этой популярности стал даже не сам «кабинет», созданный в начале XVIII века, а таинственное исчезновение шедевра в веке XX. Регулярно появляются известия о том, что комнату наконец нашли.

Долгое время создание Янтарной комнаты приписывали именитому немецкому скульптору, мастеру барокко Андреасу Шлютеру. Шлютер возглавлял Берлинскую академию художеств, на его счету — несколько выдающихся барочных зданий и памятников. Самой известной из его европейских работ стал памятник «Великому курфюрсту»: конная статуя Бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма I с четырьмя покорными рабами по углам пьедестала.

С Россией Шлютер связан непосредственно: в 1713 году он прервал свою европейскую карьеру, чтобы принять предложение русского императора и переехать в Петербург, где возглавил строительство новой столицы. Самая известная из его русских работ — Летний дворец Петра (тот, что в Летнем саду), оформление которого он завершил. Логично, что Янтарную комнату приписали именно ему.

На самом деле проект Янтарного кабинета был разработан архитектором Иоганном Фридрихом Эозандером фон Гете, тоже мастером барокко и соперником Шлютера. Эозандер был любимым зодчим королевы Софии Шарлотты, жены Фридриха III — сына того самого «великого курфюрста» Бранденбургского, который стал первым прусским королем Фридрихом I. Для ее летнего дворца и предназначалась эта затея: галерея, украшенная панелями из янтаря и слоновой кости. Позже ее переделали для дворца уже нового короля Фридриха Вильгельма I в Ораниенбурге. В 1713 году готовые янтарные панели перевезли в Берлин для отделки помещений в столичном дворце, но через 3 года вновь демонтировали.

Петру от Фридриха

Наконец, в 1716 году прусский король преподнес Янтарный кабинет Петру I в качестве дипломатического подарка. Российский император через два года послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости.

Кабинет доставили в Россию как конструктор: панели и дополнительные детали в 18 ящиках вместе с инструкцией, как их собирать и использовать. Но при жизни Петра он так и не был смонтирован, все предположения об этом не имеют документальных подтверждений (такими предположениями наполнена, например, статья о Янтарной комнате в Википедии). Уже при Елизавете Петровне Янтарный кабинет собрали и установили в Третьем Зимнем дворце. Работами руководил Бартоломео Растрелли. К старому «конструктору» добавили новый подарок очередного прусского короля — янтарную раму с аллегорическими изображениями, прославляющими русскую императрицу. Исходных деталей вновь оказалось недостаточно, поэтому часть стен затянули холстом и расписали под янтарь, добавили зеркальные пилястры и деревянный резной декор. За состоянием Янтарной комнаты следил особый мастер, который выполнял и небольшие реставрационные работы.

Конструктор в Царском Селе

Через десять лет Елизавета решила переместить Янтарный кабинет в новый летний дворец в Царском Селе. Янтарь — материал очень хрупкий, и специальная бригада рабочих переносила панели в ящиках буквально вручную. Поскольку 96-метровый зал в новом дворце был больше прежнего по площади, панели опять дополнили расписным холстом. Когда в 1763 году Екатерина II приказала заменить их янтарными деталями, для этого понадобилось не менее полтонны янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Она располагалась в «золотой» анфиладе парадных залов дворца. Янтарное оформление занимало три стены (в четвертой были окна) и было распределено на два яруса. Центральный средний ярус между ними состоял из восьми больших симметричных вертикальных панно. В четыре из них вмонтировали флорентийские мозаики из цветных камней. Они изображали аллегории природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние (вместе). Нижний ярус покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик. Убранство комнаты дополняли наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилось богатое собрание янтарных изделий XVII–XVIII веков работы российских, польских и немецких мастеров.

Перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарные детали, поэтому их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893–1897 годах. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933–1935 годах, капитальная намечалась на 1941 год.

Военный трофей

В первые дни Великой Отечественной войны началась эвакуация музейных ценностей из Екатерининского дворца. Однако хрупкую Янтарную комнату невозможно было без потерь спешно разобрать и вывезти. Ее решили не трогать, а законсервировать. Янтарные панели оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Немцы, оккупировавшие Пушкин, объявили дар Фридриха Вильгельма I ошибкой и занялись ее исправлением. Янтарную комнату демонтировали и отправили в Кенигсберг. Янтарные панно и двери были установлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где они выставлялись для обзора с 1942 по 1944 годы.

При окончательном отступлении панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С того времени следы комнаты теряются, зато множатся версии, где ее искать. Обнадеживающее событие произошло в 1997 году, когда в Германии был обнаружен оригинал мозаичного панно «Осязание и обоняние». Через три года оно вернулось в Россию и теперь выставлено в Екатерининском дворце рядом с копией, воссозданной реставраторами в 1996 году.В 2003 году открылась и вся возрожденная Янтарная комната — плод двадцатилетней работы мастеров «Царскосельской янтарной мастерской». Более двадцати лет реставраторы по специально разработанной технологии складывали утраченное из пятисот тысяч кусочков янтаря по старым фотографиям.

Подземные версии

Тот факт, что Янтарный кабинет вывезли из Кенигсберга, регулярно подвергается сомнению. Предполагается, что мощного налета английской авиации в августе 1944 года комната была спрятана в подземельях замка. После штурма Кенигсберга советскими войсками никаких ее следов обнаружить не удалось. Одни исследователи полагают, что янтарные панели просто сгорели при пожаре; другие — что они до сих пор таятся в каких-то подземельях бывшего Кенигсберга или где-то в тайнике в Европе. Согласно другим версиям, Янтарной комнаты в Европе нет: ее либо нашли американские спецслужбы, которые отправили ее в США, и она попала к частным коллекционерам, либо нацисты, успевшие бежать, вывезли ее в Южную Америку.

В начале 2010 года калининградские краеведы и историки заинтересовались железобетонным бункером генерала Отто фон Ляша, который командовал немецкой обороной Кенигсберга. Бункер расположен неподалеку от места, где стоял замок и где в последний раз видели Янтарную комнату. Остатки самого замка по распоряжению ЦК КПСС взорвали в 1960-х, а бункер сохранился. При его исследовании за кирпичной стеной нашли особо укрепленное металлом и слоем резины помещение. На этом исследование затормозилось, но сложилась теория, что в бункере начинался подземный ход к подвалам замка, откуда Янтарную комнату и перенесли в бронированный тайник.

В 2016 году польские поисковики объявили, что Янтарная комната наверняка находится в немецком бункере на севере Польши, в глуши, в местечке Мамерки. С помощью георадара там обнаружили некий замурованный тайник, куда якобы переместили комнату уже в 1950-х. История, как обычно, ни к чему не привела.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / <a href=

Наконец, в октябре 2017 года немецкие исследователи-энтузиасты сообщили, что почти нашли Янтарную комнату. По их мнению, она спрятана около Дрездена — в известняковых Рудных горах на юге Саксонии, в так называемой пещере Принца. В нее ведет узкий горный тоннель длиной 18 метров. В пещере, опять же с помощью георадара, были обнаружены замурованные полости, а также следы стальных тросов, на которых панели опускали под землю. Немцы говорят, что получили наводку на это место от сведущих людей еще в 2001 году. Якобы пещера тайно использовалась нацистами, а в 1945 году поблизости был замечен поезд из Кенигсберга.

Все эти версии объединяет одна слабая сторона: янтарь — хрупкий природный материал, для его сохранения нужны особые условия. Даже в музее он требует постоянной реставрации и подновления. Обеспечить такие условия в спешно созданном подземелье вряд ли возможно. Скорее всего, «Тайна Янтарной комнаты» по-прежнему останется тайной.

Источник:   strana.ru


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» в Русском доме в Софии

24 июня 2024 в 18.30 в Русском доме в Софии состоится Премьера документального фильма «Идеальный музей. Возрождение Ренессанса» режиссёра Ивана Болотникова.Эта лента посвящена истории...

Продолжается прием работ на Международный конкурс детского творчества «Москва в сердце каждого»

Задача для конкурса – создать уникальную художественную работу (допускается выполнение в различных техниках и стилях, а также в виде коллажей и аппликаций на бумаге)...

Геннадий Овечко возглавил ДРС МИД России

Директора Департамента по работе с соотечественниками МИД России Геннадия Овечко представили членам Всемирного координационного совета российских соотечественников, собравшимся в Москве на очередное заседание Совета. Геннадий...

В Москве пройдет первый туристический форум БРИКС

20 июня, в Москве стартует первый туристический форум БРИКС. В Москву приедут больше 300 представителей профильных ведомств, бизнес-сообщества, руководителей ассоциаций и экспертов индустрии из стран...

Образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» прошел в Ханты-Мансийске

На прошлой неделе в Ханты-Мансийске прошёл уникальный образовательный интенсив «РОССИЯ. СЕРБИЯ. МЕДИАШКОЛА» . Образовательное мероприятие, организованное при поддержке Русского Дома в Белграде, собрало вместе...

Упростить процедуру переезда соотечественников в Россию поможет карта «Родина»

«Соотечественники, сохраняющие по велению сердца связь с Россией, в наше время — по-настоящему смелые люди. И, как Агентство, мы продолжаем оказывать им всестороннюю поддержку». Об...

Галина Преображенская, основатель конкурса «Романсиада»: «Я не боюсь несовременности — современность себя уже не...

«Культура» поговорила с популяризатором жанра романса, основателем Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галиной Преображенской.— Романс — это, в моем скромном представлении,...

В Доме Москвы в Ереване 15 и 16 июня прошел Международный научно-практический форум по...

В мероприятии приняли участие более 50 учителей русских школ и центров за рубежом из 13 европейских стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания,...

Совет Федерации одобрил ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании...

9 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» (№...

Заявление Президента России В.В.Путина для прессы по итогам российско-корейских переговоров

Пхеньян, 19 июня 2024 года Придаём первостепенное значение укреплению традиционно дружественных и добрососедских российско-корейских отношений, в основе которых и славные традиции общей истории. Напомню, что...