Сюжеты и герои в русских сказках

В. Я. Пропп — исследователь русской сказки считал, что «русская сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности »…

В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные.

На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядко. На вопрос, насколько давно появились народные сказки, фольклористы не дают точного ответа и рассуждают о том, что историзм фольклора не равен прямому отражению истории. Тем не менее и историкам, и фольклористам удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных сюжетов.

Морозко и Баба-яга

Эти персонажи пришли в русский фольклор едва ли не из первобытных времен. Специалисты усматривают в Бабе-яге признаки древней богини, в которой соединились черты хозяйки царства мертвых и повелительницы зверей. У нее костяная нога. У многих индоевропейских народов такая хромоногость является признаком принадлежности одновременно и к этому миру, и к потустороннему царству. Для образа Бабы-яги характерен дуализм – она может быть и злой ведьмой, и доброй помощницей, что также является отражением древнейших представлений о духах природы.

Визит к колдунье юного героя (девочки-падчерицы, Иванушки и т. п.) фольклористы интерпретируют как отголоски древнейшего обряда инициации, перехода из детского состояния во взрослое. Баба-яга сажает героя на лопату и грозит отправить его в печь, чтобы потом съесть. Согласно представлениям многих народов инициация это смерть ребенка, который должен переродиться во взрослого.

Сюжет про Морозко фольклористы, в том числе С. Агранович, интерпретируют, как «ледяной» вариант «огненной» смерти подростка в печи. Отец по очереди отвозит своих дочерей в зимний лес и оставляет там на всю ночь без огня. Задача девушки — стойко перенести испытание холодом и выжить в лесу. Та, которой это удается, получает приданое, то есть возможность выйти замуж, став взрослой. Другая, которая оказывается не такой стойкой, приданного не получает. В наиболее архаичном варианте сказки злая сестра гибнет в лесу.

Жар-птица

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.  Её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья — как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задаёт в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удаётся лишь младшему сыну.

Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга.

Образ медведя в русских народных сказках

Old Man and Bear — Russian Folk tale Card — Illustrator E. Rachev — Vintage Children’s Postcard, 1955

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается  с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». (Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе.)

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть,  но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут.

В более поздних сказках  медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь», где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль.  В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется  страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб.  Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя. Фольклористы усматривают здесь мотив оскорбления тотемного животного и наказания за подобное святотатство. Тотемизм, жертвоприношения – все это переносит нас во времена первобытнообщинные.

Царевна-лягушка

Виктор Васнецов / «Царевна-Лягушка»

Персонаж этой сказки — прекрасная девушка, оборотень, обычно обладающая познаниями в колдовстве (Василиса Премудрая) и принуждённая жить какое-то время в облике лягушки.

Сюжет о царевне-лягушке перешел из русских сказок с некоторыми изменениями в сказочный фольклор ряда других народов России, например башкир и татар. В заключительном сюжете многослойной бурятской сказки «Ута-Саган-батор», опубликованной впервые в 1903 году, также приводится аналогичный сюжет. При этом в качестве помощниц лягушки в исполнении задания свёкра (шитьё шёлковой рубашки), выступают чёрная собака и белая корова с чёрным пятном на лопатке.

Мотив змееборства

Бой Ивана Царевича со Змеем / Viktor Vasnetsov

Сказок, главным сюжетом которых является мотив сражения со змеем или иным чудовищем, наш фольклор знает немало. Эти сюжеты тоже имеют древнее происхождение. Лингвист Топоров возводит мотив змееборства, который есть в сказках многих народов, к основному мифу, сложившемуся в ту эпоху, когда индоевропейцы были еще единым народом. Миф повествует о борьбе героя-громовержца и хтонического змея.

Поскольку разделение индоевропейцев на отдельные народы началось около III тысячелетия до нашей эры, мы можем датировать истоки сказок о змееборцах примерно этим временем.
Впрочем, другая теория относит их сюжет к более близкому времени, к эпохе первых столкновений праславян со степными кочевниками. Академик Рыбаков датирует это событие примерно III-II веками до нашей эры. Столкновения с киммерийцами, сарматами, аланами, затем с печенегами и половцами породили сюжеты о сражениях со змеем (иногда противника называют Чудо-юдо). При этом датировку упрощает тот факт, что иногда победителем чудовища является не воин, а чудесный кузнец.

Появление кузнечного дела рассматривалось нашими предками как некое колдовство, а сами кузнецы считались могучими колдунами. Эти представления относятся к заре развития металлургии у наших предков, то есть примерно к тому же времени. Кузнец побеждает змея, набрасывает на него ярмо и пропахивает борозды, которые впоследствии получат название «Змиевы валы». Их можно видеть на Украине и сейчас. Если верна теория о том, что эти валы связаны с именем римского императора Траяна (другое название их«Траяновы валы»), то это говорит о III-II веках до нашей эры.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сюжет этот сказки отдаленно напоминает историю «Гензель и Гретель» Братьев Гримм. Двое сирот Аленушка и Иванушка долго странствуют, Иванушка очень хочет пить, но у разных водоемов встречаются какие-то животные. Аленушка запрещает братцу пить и предостерегает, что если будет пить там, где козы — то козленочком станет, а где коровы — теленочком. И все же Иванушка не может терпеть и ослушивается, он пьет воду и превращается в козленочка. Аленушка плачет и ведет его с собой, вдруг им навстречу едет прекрасный царевич. Он жалеет бедную сиротинушку и хочет взять ее в жены. Но тут злая ведьма, позавидовав их счастью, кидает Аленушку в море с камнем на шее. Царевич грустит, а козленочек все бегает на море — и в итоге приводит туда самого царевича. Аленушку вылавливают, она жива-здорова, а ведьму казнят.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В РФ появится новая литературная премия «Слово»

Новая литературная премия "Слово" с призовым фондом порядка 16 млн рублей открывает прием заявок с 15 июля 2024 года, сообщил председатель Российского книжного союза...

Курс семьеведения включат в расписание старшеклассников

Новый курс семьеведения с 1 сентября 2024 года включат в расписание учащихся 10-11-х классов и студентов колледжей, сообщила член Комитета Госдумы по просвещению Анна...

Газете «Вестник соотечественника» в Тунисе исполнился год

Ровно год назад 11 июля 2023 г. в день установления дипломатических отношений между Россией и Тунисом вышел в свет первый номер издания. За это время...

В Армении стартовал молодежный проект «Забота о памяти»

Стартовал молодежный проект представительства Россотрудничества в Армении "Забота о памяти". В рамках проекта, совместно с представителями НКО и молодежных организаций, будут облагорожены территории памятников...

Автопробег «Брест-Сургут-Брест» прошел в честь 80-летия освобождения Беларуссии

9 июля в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» состоялась итоговая пресс-конференция участников международного проекта «Содружество», реализованного под эгидой РОО «Русское общество» и других общественных организаций...

В Витебске открывается международный фестиваль «Славянский базар»

XXXIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" торжественно откроется в одном из древнейших белорусских городов. Ожидается, что на церемонии выступит президент Белоруссии Александр...

Депутаты предложили повысить налоги для россиян с двойным гражданством

Депутаты Михаил Делягин, Николай Новичков и Юрий Григорьев внесли в Госдуму законопроект об ужесточении требований к лицам со вторым гражданством. Документ опубликован в электронной...

Парламентский форум БРИКС открывается в Петербурге 11 июля

X Парламентский форум БРИКС откроется сегодня ,11 июля, в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и продлится два дня. Об этом сообщили в Совете Федерации. В этом году...

«Ненастоящих» носителей русского языка могут лишить некоторых льгот

Процедура признания иностранцев носителями русского языка в законодательстве больше не предусмотрена, теперь могут отменить преференции, которые были положены обладателям этого статуса. Соответствующий законопроект, подготовленный...

СМИ: в Таллине хотят переименовать Московский бульвар

Власти эстонской столицы планируют переименовать Московский бульвар до конца октября, сообщил портал гостелерадио ERR. "Работа над этой темой получила новый импульс после назначения новой управы...

< Июль 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Сюжеты и герои в русских сказках

В. Я. Пропп — исследователь русской сказки считал, что «русская сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности »…

В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные.

На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядко. На вопрос, насколько давно появились народные сказки, фольклористы не дают точного ответа и рассуждают о том, что историзм фольклора не равен прямому отражению истории. Тем не менее и историкам, и фольклористам удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных сюжетов.

Морозко и Баба-яга

Эти персонажи пришли в русский фольклор едва ли не из первобытных времен. Специалисты усматривают в Бабе-яге признаки древней богини, в которой соединились черты хозяйки царства мертвых и повелительницы зверей. У нее костяная нога. У многих индоевропейских народов такая хромоногость является признаком принадлежности одновременно и к этому миру, и к потустороннему царству. Для образа Бабы-яги характерен дуализм – она может быть и злой ведьмой, и доброй помощницей, что также является отражением древнейших представлений о духах природы.

Визит к колдунье юного героя (девочки-падчерицы, Иванушки и т. п.) фольклористы интерпретируют как отголоски древнейшего обряда инициации, перехода из детского состояния во взрослое. Баба-яга сажает героя на лопату и грозит отправить его в печь, чтобы потом съесть. Согласно представлениям многих народов инициация это смерть ребенка, который должен переродиться во взрослого.

Сюжет про Морозко фольклористы, в том числе С. Агранович, интерпретируют, как «ледяной» вариант «огненной» смерти подростка в печи. Отец по очереди отвозит своих дочерей в зимний лес и оставляет там на всю ночь без огня. Задача девушки — стойко перенести испытание холодом и выжить в лесу. Та, которой это удается, получает приданое, то есть возможность выйти замуж, став взрослой. Другая, которая оказывается не такой стойкой, приданного не получает. В наиболее архаичном варианте сказки злая сестра гибнет в лесу.

Жар-птица

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.  Её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья — как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задаёт в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удаётся лишь младшему сыну.

Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга.

Образ медведя в русских народных сказках

Old Man and Bear — Russian Folk tale Card — Illustrator E. Rachev — Vintage Children’s Postcard, 1955

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается  с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». (Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе.)

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть,  но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут.

В более поздних сказках  медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь», где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль.  В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется  страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб.  Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя. Фольклористы усматривают здесь мотив оскорбления тотемного животного и наказания за подобное святотатство. Тотемизм, жертвоприношения – все это переносит нас во времена первобытнообщинные.

Царевна-лягушка

Виктор Васнецов / «Царевна-Лягушка»

Персонаж этой сказки — прекрасная девушка, оборотень, обычно обладающая познаниями в колдовстве (Василиса Премудрая) и принуждённая жить какое-то время в облике лягушки.

Сюжет о царевне-лягушке перешел из русских сказок с некоторыми изменениями в сказочный фольклор ряда других народов России, например башкир и татар. В заключительном сюжете многослойной бурятской сказки «Ута-Саган-батор», опубликованной впервые в 1903 году, также приводится аналогичный сюжет. При этом в качестве помощниц лягушки в исполнении задания свёкра (шитьё шёлковой рубашки), выступают чёрная собака и белая корова с чёрным пятном на лопатке.

Мотив змееборства

Бой Ивана Царевича со Змеем / Viktor Vasnetsov

Сказок, главным сюжетом которых является мотив сражения со змеем или иным чудовищем, наш фольклор знает немало. Эти сюжеты тоже имеют древнее происхождение. Лингвист Топоров возводит мотив змееборства, который есть в сказках многих народов, к основному мифу, сложившемуся в ту эпоху, когда индоевропейцы были еще единым народом. Миф повествует о борьбе героя-громовержца и хтонического змея.

Поскольку разделение индоевропейцев на отдельные народы началось около III тысячелетия до нашей эры, мы можем датировать истоки сказок о змееборцах примерно этим временем.
Впрочем, другая теория относит их сюжет к более близкому времени, к эпохе первых столкновений праславян со степными кочевниками. Академик Рыбаков датирует это событие примерно III-II веками до нашей эры. Столкновения с киммерийцами, сарматами, аланами, затем с печенегами и половцами породили сюжеты о сражениях со змеем (иногда противника называют Чудо-юдо). При этом датировку упрощает тот факт, что иногда победителем чудовища является не воин, а чудесный кузнец.

Появление кузнечного дела рассматривалось нашими предками как некое колдовство, а сами кузнецы считались могучими колдунами. Эти представления относятся к заре развития металлургии у наших предков, то есть примерно к тому же времени. Кузнец побеждает змея, набрасывает на него ярмо и пропахивает борозды, которые впоследствии получат название «Змиевы валы». Их можно видеть на Украине и сейчас. Если верна теория о том, что эти валы связаны с именем римского императора Траяна (другое название их«Траяновы валы»), то это говорит о III-II веках до нашей эры.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сюжет этот сказки отдаленно напоминает историю «Гензель и Гретель» Братьев Гримм. Двое сирот Аленушка и Иванушка долго странствуют, Иванушка очень хочет пить, но у разных водоемов встречаются какие-то животные. Аленушка запрещает братцу пить и предостерегает, что если будет пить там, где козы — то козленочком станет, а где коровы — теленочком. И все же Иванушка не может терпеть и ослушивается, он пьет воду и превращается в козленочка. Аленушка плачет и ведет его с собой, вдруг им навстречу едет прекрасный царевич. Он жалеет бедную сиротинушку и хочет взять ее в жены. Но тут злая ведьма, позавидовав их счастью, кидает Аленушку в море с камнем на шее. Царевич грустит, а козленочек все бегает на море — и в итоге приводит туда самого царевича. Аленушку вылавливают, она жива-здорова, а ведьму казнят.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В РФ появится новая литературная премия «Слово»

Новая литературная премия "Слово" с призовым фондом порядка 16 млн рублей открывает прием заявок с 15 июля 2024 года, сообщил председатель Российского книжного союза...

Курс семьеведения включат в расписание старшеклассников

Новый курс семьеведения с 1 сентября 2024 года включат в расписание учащихся 10-11-х классов и студентов колледжей, сообщила член Комитета Госдумы по просвещению Анна...

Газете «Вестник соотечественника» в Тунисе исполнился год

Ровно год назад 11 июля 2023 г. в день установления дипломатических отношений между Россией и Тунисом вышел в свет первый номер издания. За это время...

В Армении стартовал молодежный проект «Забота о памяти»

Стартовал молодежный проект представительства Россотрудничества в Армении "Забота о памяти". В рамках проекта, совместно с представителями НКО и молодежных организаций, будут облагорожены территории памятников...

Автопробег «Брест-Сургут-Брест» прошел в честь 80-летия освобождения Беларуссии

9 июля в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» состоялась итоговая пресс-конференция участников международного проекта «Содружество», реализованного под эгидой РОО «Русское общество» и других общественных организаций...

В Витебске открывается международный фестиваль «Славянский базар»

XXXIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" торжественно откроется в одном из древнейших белорусских городов. Ожидается, что на церемонии выступит президент Белоруссии Александр...

Депутаты предложили повысить налоги для россиян с двойным гражданством

Депутаты Михаил Делягин, Николай Новичков и Юрий Григорьев внесли в Госдуму законопроект об ужесточении требований к лицам со вторым гражданством. Документ опубликован в электронной...

Парламентский форум БРИКС открывается в Петербурге 11 июля

X Парламентский форум БРИКС откроется сегодня ,11 июля, в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и продлится два дня. Об этом сообщили в Совете Федерации. В этом году...

«Ненастоящих» носителей русского языка могут лишить некоторых льгот

Процедура признания иностранцев носителями русского языка в законодательстве больше не предусмотрена, теперь могут отменить преференции, которые были положены обладателям этого статуса. Соответствующий законопроект, подготовленный...

СМИ: в Таллине хотят переименовать Московский бульвар

Власти эстонской столицы планируют переименовать Московский бульвар до конца октября, сообщил портал гостелерадио ERR. "Работа над этой темой получила новый импульс после назначения новой управы...